Что альтернативное топливо нам готовит?

Фильтры

Регион

Новости

Что альтернативное топливо нам готовит?

Есть такие проблемы, которые касаются практически каждой сферы, каждого сектора экономики, и гражданских людей, и служащих Министерства Обороны.

Проблемы, связанные с энергоносителями актуальны всегда: самолеты без топлива - не летят, и танки без керосина - не едут…

Мир живет на грани экологической катастрофы, но разработан и подписан Киотский протокол, и лучшие умы человечества трудятся над новыми типами автомобилей, которым нужно "иное" топливо.

Но и здесь ученые уже оказались в ловушке.

Однако, как говорил великий мыслитель: "не ошибается только тот, кто ничего не делает!". Тем не менее, нам следует знать и об ошибках, хотя бы затем, чтобы не повторять чужие, и чтобы не вступать в невыгодный бизнес.

После сыра - как в масле

По сообщениям европейских СМИ, одна из известных немецких компаний по производству молочных продуктов построила установку, перерабатывающую молочную сыворотку, остающуюся после производства сыра, - в этиловый спирт, который идет на горючее для автомобилей. За год (предположительно) будет производиться около 10 миллионов литров спирта - этанола.

Плохие новости

Как стало недавно известно из зарубежных СМИ, "исследования экспертов и ученых Стэнфордского университета показали, что замена бензина спиртом может повлечь за собой негативные последствия. Этанол (спирт) ранее было принято считать экологически чистым топливом, однако, это оказалось очередным мифом. Спиртовое автомобильное топливо столь же негативно действует на окружающую среду, как и … бензин"!

Кроме того, так называемое зарубежное "масло", используемое в качестве топлива, как ни парадоксально, "бьет по карману" и казахстанцев. Вследствие того, что за рубежом экономят на бензине и пользуются растительными маслами, импортные масла (и зерно) стали дорожать на мировом рынке, и мы переплачиваем сегодня за растительное масло - по принципу бумеранга.

Не нужно строить иллюзий: когда речь идет о миллиардах долларов, бизнесмены, которым выгодно в РК ввозить свой товар (различные масла, и т.д.), будут более всех заинтересованы в том, чтобы казахстанское сельское хозяйство вообще не развивалось - импортный товар, ввозимый на громадный рынок Казахстана, приносит колоссальную прибыль.

И, если говорить об "энергетической безопасности", нельзя не заметить, что понятия "энергетическая безопасность" и "национальная безопасность" - пересекаются. Не исключено, что рядовые казахстанцы будут еще больше "переплачивать" за масло, и т.д., - что уже происходит (а бывшие колхозно-совхозные поля чаще пустовать).

Вот постепенно (в течение ряда лет) и создана сложная, "комбинированная" проблема, - есть нефть, но мало своего масла, - и кто виноват, и что делать?

Этанол - добавка к смогу

В рамках одного научного исследования была использована компьютерная программа, моделирующая ситуацию, которая может сложиться в США к 2020 году, когда преимущество будут иметь автомобили, работающие на этаноле. Компьютер выдал ошеломляющие результаты! Исследователи были шокированы мрачными прогнозами. Оказалось, что, кроме "плюсов", есть и огромные "минусы" массового увлечения новым этаноловым топливом.

Хотя массовое использование спирта и позволяет уменьшить предсказуемые выбросы в атмосферу опасных канцерогенов, - бензола и бутадиена, но - при этом параллельно существенно увеличатся выбросы формальдегидов и ацетальдегидов.

Как известно, огромное число онкологических заболеваний вызывают именно выхлопные автомобильные выбросы в атмосферу. Таким образом, бензиновые автомобили числятся в первых строчках списка "виновников" онкологических заболеваний.

Однако стало известно, что автомобили, работающие на этаноле, будут способствовать накоплению тропосферного озона, который принято считать основным ингредиентом смога. Подписанный "Киотский протокол" имеет силу, и он существует в целях уменьшения опасных выбросов в атмосферу. Но, неизбежное увеличение выбросов озона, связанное с использованием этанола, предположим, что даже и в сравнительно небольших количествах, будет способствовать ухудшению состоянию здоровья людей, страдающих астмой, легочными заболеваниями и разрушительно действовать на иммунную систему, что повлечет за собой уменьшение продолжительности жизни.

Как известно, по данным ВОЗ, озон, и другие составляющие смога (оксиды азота), ежегодно "убивают" почти 800 000 человек!

Топливо от "Царевны-Лягушки"

Какие только "ноу-хау" не изыскивают американцы, с целью создания типов альтернативного топлива! Не так давно в зарубежных СМИ промелькнуло "радостное" сообщение о том, что найдены новые варианты автомобильного топлива - в тридевятом царстве, у "Царевны - лягушки"!

После ряда экспериментов специалисты университета штата Юта решили предать гласности результаты своих трудов: они смогли создать технологию, позволяющую вырабатывать горючее для дизельных двигателей из …обыкновенной прудовой тины, зеленых водорослей, растущих в изобилии в "стоячей" воде, покрывающих поверхность многих водоемов с малоподвижной, точнее, непроточной водой.

Ученые и эксперты университета штата Юта еще несколько лет назад сумели доказать, что прудовые водоросли в определенных условиях реально способны даже производить водород (!), который в США принято считать одним из наиболее перспективных видов топлива будущего (для всей цивилизации).

Однако, более серьезные исследования показали, что тина способна стать источником биотоплива для автомобилей уже в самое ближайшее время. "Продвинутые" исследователи из университета Юты нашли оптимальный способ извлекать из этих водорослей растительные масла, которые можно успешно перерабатывать в полноценное дизельное горючее.

Столь отчаянное "ноу-хау" позволит (точнее, уже позволяет) получать с 1 гектара зеленой ряски из пруда - до 40 000 литров масел, которые без каких-либо потерь можно превращать в жидкое топливо.

Более того, ученые убеждены, что в качестве сырья для производства нового горючего водоросли из прудов более предпочтительней, чем кукуруза или соя, которые сейчас применяются для этих целей.

С любой точки зрения, - соя и кукуруза - являются ценными пищевыми культурами, кроме того, они ведь и выращиваются на плодородных землях, поэтому их колоссальное, массовое использование для производства автомобильного биотоплива - неминуемо повлечет за собой подорожание очень многих продуктов питания!

Болотная (прудовая) тина, напротив, сами понимаете, людьми не употребляется в пищу точно, а запасы ее - покрывают поверхности практически всех прудов, на всех континентах. И как было уже заявлено: "предполагается, что производство коммерчески конкурентноспособного дизельного горючего из тины можно будет начать не позднее 2009 года".

Биотопливо - в кустах!

Нет, конечно, это не "рояль в кустах", но в некотором смысле, может быть, и покруче, чем целая фабрика музыкальных инструментов (в тех же пресловутых кустах). Некоторые предприимчивые капиталисты анализируют уже обозначившиеся перспективы использования кустарника "ятрофа" в качестве биотоплива. Не секрет, что саженцы ятрофы уже высаживаются в Замбии (дешевый труд) для британской фирмы "D1 Oils".

Как известно, сухой и жаркий климат весьма благоприятен для выращивания кустарника, которое можно будет уже назвать "зеленым золотом", ведь называют же нефть и уголь "черным золотом"! Ятрофа - древесный кустарник с крупными маслянистыми семенами, может быть идеальным источником для получения автомобильного биотоплива. Известно, что на протяжении многих веков в Танзании и Мали использовали ятрофу в качестве элементарной, растущей, живой, зеленой изгороди.

Если нефть и уголь относятся к "невозобновляемым источникам энергии", то важными возобновляемыми источниками энергии стали этиловый спирт из кукурузы, или сахарного тростника, а также биотопливо из масла канолы, из соевого масла или из пальмового! Важный момент: данные культуры являются дорогостоящими (по общим затратам на их массовое производство), кроме того это культуры продовольственные, требующие интенсивного ухода.

А если учесть, что масло ятрофы ядовито, то понятно, что не возникнет вопрос выращивания этого кустарника в целях обеспечения продуктами голодающего населения Африки (Индии), то есть уже не придется "делиться" с бедняками, но зато какая многочисленная армия дешевой "рабсилы"!

Некий профессор Джон Мэтьюз, из австралийского университета Маквари, эксперт по стратегическому планированию, полагает, что "во многих развивающихся тропических странах - колоссальные участки полузасушливых земель пришли в упадок, но их можно использовать для высадки культур, с целью получения "биотоплива".

Сэр Мэтьюз с уверенностью выступает за широкомасштабные посадки ядовитой ятрофы, что позволило бы, по его мнению, добиться "энергетической независимости" таким развивающимся странам, с расширяющейся экономикой, как Китай, Индия, а также вполне позволит стимулировать экспорт в слаборазвитых странах Африки.

Итак, известно, что британская компания по производству биогорючего, "D1 Oils", уже засадила кустарником ятрофа 150 тысяч га - громадные земельные площади в Свазиленде, Замбии, на юге Африки, в ЮАР, а также в Индии, где создано совместное предприятие.

В грядущем году планируется уже удвоить посевы, видимо, в перспективе - успешное будущее данного варианта. В том же духе трудится и голландская компания "BioKing" - производитель оборудования для создания биотоплива, осуществляющая посевы в Сенегале, и правительство Китая не менее заинтересованно приступило к проведению в жизнь широкомасштабного, глобального проекта, в том же направлении.

Известный специалист по ятрофе, некто Рейнхард Хеннинг (Reinhard Henning), считает, что "в настоящее время не производится много масла из ятрофы, так как не хватает ее семян для масштабных посевов". Сам эксперт обнаружил семена, которые содержат до 40 % масла, примерно столько же, сколько и канола, но вдвое больше по сравнению с теми 18 % масла, которое содержится в соевых бобах! Известно, что в Индонезии растет даже карликовая ятрофа, и с уборкой ее урожая - проблем значительно меньше.

Директор агрономического отдела компании "D1 Oils", Хенк Йоос (Henk Joos), скромно комментирует: "пока мало достоверной информации о ятрофе, хотя известно, что она хорошо приспосабливается к условиям окружающей среды. Однако, представление о том, что это чудо-растение, которое можно высаживать даже в пустыне, и получать из него золото, - не более, чем опасная идея".

Эксперт не скрывает, что на плантациях компании "D1 Oils" фермеры выращивают ядовитую ятрофу на плодородных землях! Однако, дикий кустарник не должен составлять конкуренцию продовольственным культурам. По этой причине становятся более эффективными небольшие проекты, предусматривающие высаживание кустарника вместе с другими растениями. Именно такой метод применяется в Кении, а также - на Мадагаскаре, где ятрофа растет вместе с ванилью.

На данный момент мнение экспертов таково: "Биотопливо не может конкурировать с нефтью, цены на нефть пока относительно невысоки, поэтому ятрофа более подходит для проектов местного значения, которые могут улучшить благосостояние сельского населения, а также могут способствовать предоставлению основных энергетических услуг".

P.S. По мнению большинства экспертов, плантации растений, используемых в целях производства биотоплива, также могут наносить колоссальный ущерб окружающей среде. В Европе, например, введение квоты на биотопливо уже привело к негативным результатам - увеличился спрос на пальмовое масло из стран Юго-Восточной Азии.

В результате фермеры стали вырубать влажные тропические леса (площадь которых и без того уменьшается), чтобы создавать плантации! О том, какими (лет через 100) будут последствия этой чудовищной ошибки, трудно вообразить. Но это неизбежно отразится на климате Земли (мрачные прогнозы и опасения не скрывают зарубежные эксперты и СМИ).

Безусловно, ятрофа обладает целым рядом преимуществ, по сравнению с другими растениями, которые используются для производства биотоплива, требуют интенсивных методов ведения сельскохозяйственных работ и - ставят под угрозу жизненно важные продовольственные поставки.

Следует напомнить, что проводящаяся с недавних пор в США кампания за "этиловый спирт в качестве топлива" уже поспособствовала повышению цен на кукурузу.

О том, как отразилась "мода на масла и биотопливо" за рубежом, мы можем судить по новым ценам на импортное (и теперь не только) растительное масло. Известно, что СМИ в США пропагандируют вторичное использование уже использованных растительных масел "после жарки чипсов в школьной столовой".

Также известно, что страны Европы пытаются обезопасить себя от энергетической (нефтяной и газовой) зависимости путем популяризации биотоплива.

Таким образом, растущая популярность биодизеля успела эффектно отразиться и на стоимости зерна, и на ценах на растительные масла - в целом мире. Распашка посевных площадей для производства биотоплива, безусловно, приведет к снижению урожайности, и рост потребления топлива, и рост потребления обычной продукции сельского хозяйства, несомненно, поспособствуют небывалому, глобальному кризису на рынке продовольствия!

OilWorld

Также в разделе

Комментарии (0)