Продавцов в России хотят обязать указывать на товаре его закупочную стоимость

Фильтры

Регион

Новости

Продавцов в России хотят обязать указывать на товаре его закупочную стоимость

Депутат Госдумы Михаил Дегтярев (ЛДПР) подготовил законопроект о внесении изменений в закон «О защите прав потребителей».

Согласно законопроекту, предлагается обязать продавцов, в том числе интернет-магазины, объявлять потребителям не только розничную, но и закупочную цену на продукты и товары, а кафе и другие места общепита должны будут указывать себестоимость каждой порции, пишут «Известия».

По мнению депутата, после принятия такого закона маркетинговые манипуляции с ценами станут неэффективными и магазины, наживающиеся за счет покупателя, перестанут быть рентабельными. Кроме того, такой способ регулирования торговой деятельности изменит ситуацию с ценообразованием в лучшую сторону, считает Михаил Дегтярев.

— Законопроект предлагает косвенными способами бороться с ростом цен. В рыночной экономике в рознице и в сфере общественного питания сложно ограничить рост цен, но обязать продавца указать стоимость закупки на ценнике мы можем. Тогда предприниматели не смогут обманывать потребителя якобы огромными скидками или ложно позиционировать всякую дрянь в премиум-сегменте. Покупатель сразу увидит реальную ценность продукта и сделает выбор, — заявил депутат.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, потребитель, оплачивая покупку, не осведомлен о разнице, благодаря которой многие владельцы торговых предприятий получают баснословные прибыли. В торговых организациях, занимающихся реализацией продуктов питания и товаров нижнего и среднего ценовых сегментов, регулярно проводятся «грандиозные» распродажи и устанавливаются «большие» скидки. Тем не менее крайне редко продажные цены опускаются ниже закупочных. Подавляющее число подобных маркетинговых акций приводит лишь к тому, что положительная разница между выручкой и затратами продавца на приобретение одной единицы продукции достигает 5–20%, а не 20–200% как при обычных продажах.

Второй способ введения в заблуждение потребителей относительно реальной цены продукции — это классификация по престижности.

— Третьесортный продукт, который должен продаваться по бросовой цене, они легко объявляют продуктом самого великолепного качества из отборных ингредиентов. И, естественно, продажная цена возрастает многократно, — отмечает автор инициативы.

По замыслу депутата, потребители смогут самостоятельно выявить нерадивых продавцов, применяющих завышенные наценки, а владельцы торговых организаций всерьез задумаются об иных — честных — способах получения прибыли.

Председатель ОЗПП «Росконтроль» Александр Борисов пояснил «Известиям», что механизм реализации этого законопроекта не совсем ясен и, кроме того, существует ряд определенных препятствий.

— Сама идея контроля цен в условиях их роста в стране — правильная, но с точки зрения механизмов и заявлений законодателей — столкнет лбами потребителя и продавца. Мы считаем, что государство должно контролировать наценку на товар, но при этом в обязательном порядке давать преференции для торговых точек, торгующих товарами первой необходимости, на аренду, налоги. Это опыт США, Канады, — сказал Александр Борисов.

Существуют и другие претензии к предлагаемым поправкам в закон. Так, управляющий партнер компании Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко раскритиковал законопроект, сославшись на то, что помимо закупочной цены существуют и другие расходы.


 

Однако в пояснительной записке Михаил Дегтярев подчеркнул, что потребитель не виноват в том, что продавец плохо продумал свой бизнес-план и не видит иного способа компенсировать затраты на аренду торговых помещений, оплату труда персонала, коммунальные услуги и т.д., кроме как установление высоких посреднических наценок на перепродаваемую им продукцию.

Есть и другая сторона этой проблемы. По мнению руководителя общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаила Аншакова, любой предприниматель всегда может составить документы о закупке тех или иных товаров с указанием нужной ему цены.

— Если на него будет оказываться давление, он будет просто закупать товар через номинального посредника, аффилированного с ним, и там будет стоять любая нужная цифра — хоть ниже цены, по которой он этот товар продает. А у потребителей будет складываться впечатление, что продает он чуть ли не себе в убыток. Получится, что выигрывать будут те, кто будет больше обманывать и использовать фирмы-однодневки. А никаких механизмов контроля за этим нет, и проконтролировать это фактически нельзя, — заявил руководитель ОЗПП.

Источник: Известия

Также в разделе

Комментарии (0)