Мукомолам поможет экспорт. Вывоз муки можно увеличить в десятки раз

Фильтры

Регион

Новости

Мукомолам поможет экспорт. Вывоз муки можно увеличить в десятки раз

Российское производство муки сокращается несколько лет подряд. В 2018 году в стране выработано около 9,4 млн т продукции, о чем свидетельствуют данные официальной статистики. На самом же деле объем рынка больше, так как существуют «серые» мельницы и присутствует нелегальный импорт. На этом фоне добросовестные мукомолы вынуждены работать практически с нулевой рентабельностью. Развитие внешней торговли могло бы укрепить отрасль и повысить доходность бизнеса, уверена автор этой статьи.

Мукомольная отрасль страны представлена более чем 300 мельницами, однако точного баланса мощностей нет ни в Минсельхозе, ни в Российском Союзе мукомольных и крупяных предприятий. Максимальное количество производств сосредоточено в Сибирском и Приволжском федеральных округах. Главным российским производителем муки является Алтайский край, выпускающий около 1 млн т ежегодно. Далее идут Челябинская область (свыше 650 тыс. т) и Санкт-Петербург (более 450 тыс. т). По данным Росстата, в 2017 году в России было произведено 9,6 млн т муки. Оценка на 2018-й — 9,3-9,4 млн т, что является минимальным значением с 2010 года.

Проблемы отрасли

Вместе с тем, согласно информации о загрузке мощностей отечественных мельниц (в среднем по стране — 60%), производство муки в России не превышает 6 млн т. Очевидным становится тот факт, что на рынке как неучтенный импорт муки, так и «серые» производители. По оценкам ассоциации «Русская «мукА», доля такой продукции превышает 30%. Ее производят «подпольно» из менее качественного сырья и без предоставления всей необходимой документации в адрес компаний-заказчиков.

При выработке муки по ГОСТ используется продовольственная пшеница третьего класса, но с каждым годом ее доля в общей структуре производства снижается. Эта проблема является следствием увеличения экспорта зерна, где основной объем приходится на четвертый класс. Аграрии просто не заинтересованы выращивать третий класс в силу наличия спроса на четвертый. Кроме того, сельхозпроизводители обеспечивают необходимые экспортные объемы, в том числе, посредством смешивания третьего и пятого классов.

Российское производство муки

Отдельной темой можно вынести вопрос ценообразования. С середины 2018 года наблюдался устойчивый рост цен на зерно, который в отдельные месяцы достигал 1,5-2 тыс. руб./т. Логичным следствием этого являлось и удорожание муки. Однако динамика увеличения цен на последнюю все же ниже. Так, в середине весны мука высшего сорта в центре России стоила порядка 22 тыс. руб./т, что на 10% больше, чем на начало сезона-2018/19. А цены на зерно за этот же период выросли более чем на 40%. В условиях «борьбы» с «серым» рынком, добросовестные мукомолы, использующие в своем производстве более дорогое, качественное зерно, вынуждены поступаться своей прибылью, работая практически на уровне нулевой рентабельности.

Не помогает сектору и тот факт, что спрос на «нелегальную» муку высокий и увеличивается. Небольшие пекарни и кондитерские, число которых ежегодно растет, в целях оптимизации своих затрат, активно приобретают эту более дешевую муку, несмотря на то, что она хуже по качеству. Ее цена может быть ниже до 2,5 тыс. руб./т. Все это отрицательно сказывается на репутации отрасли в целом.

Экспорт по силам удвоить
Дмитрий Рылько, Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР)

Экспорт муки на уровне 7 млн т, о котором говорит автор статьи, — это примерно половина текущей мировой торговли. Самый большой объем, который Россия когда-либо вывозила за рубеж, — 605 тыс. т в 2011 году. Но тогда это было целиком связано с запретом на экспорт зерна. В последние же сезоны поставки российской муки значительно ниже. По моему мнению, нам вполне по силам, по крайней мере, удвоить вывоз в обозримой перспективе. Для этого есть несколько крупных очевидных и скрытых резервов, которые нужно задействовать в ближайшие годы.

В целом, если посмотреть на мировую торговлю мукой, она постепенно растет, но вместе с экспортом пшеницы. Так что доля муки во всем вывозе зерновой продукции остается относительно стабильной — примерно 9-11%. Дело в том, что все крупные страны-импортеры стараются наладить собственное производство данного продукта. Для них это — стратегическая задача, противостоять которой практически бесполезно. 

Россия — крупнейший экспортер пшеницы в мире, и если сравнить объем поставок зерна с вывозом муки, то последнюю мы явно «недоэкспортируем». Но нужно помнить, что у двух крупнейших поставщиков муки на мировой рынок — Турции и Казахстана — есть серьезные преимущества. Первая очень сильно выигрывает за счет стоимости контейнерных перевозок из этой страны. К тому же внутренний турецкий рынок пшеницы и его государственное регулирование устроены так, что «на выходе» турки получают очень дешевую муку по сравнению с российской, несмотря на то, что она сделана преимущественно из нашей пшеницы. Казахстан также географически расположен гораздо ближе к странам средней Азии — крупным потребителям муки, чем Россия.

Стремление к внешним рынкам

Какой может быть выход из сложившейся ситуации? Развивать экспортное направление, потенциал которого огромен. В настоящее время Россия отгружает за рубеж не более 230-250 тыс. т муки в год. Более половины этого объема идет в Китай, часть продукции забирают Белоруссия, Армения, Грузия. Но в мировых масштабах — это капля в море. Прежде всего, для российской муки перспективны страны Ближнего Востока (ОАЭ, Ирак, Катар, Кувейт), Африки (Нигерия, Ангола, Кения), а также Бразилия и Индонезия. Пока же вывоз муки из России составляет не более 1% от объема экспорта зерна, а доля России в мировой торговле мукой оценивается в 1,9%. По сути, Россия, являясь ведущей зерновой державой, не входит даже в топ-10 глобальных экспортеров муки, уступая лидерство Турции, Казахстану, Аргентине (тройка лидеров) и даже Украине.

Структура мирового экспорта

Главная проблема здесь заключается не в том, что нам нечего поставлять, а в том, что пока российская мука в большинстве случаев не проходит по цене, то и дело проигрывая другим странам-поставщикам. Например, только за период декабрь-январь 2018-2019 годов в адрес «Ленинградского комбината хлебопродуктов им. Кирова» поступило более 50 запросов от зарубежных партнеров на приобретение продуктов перемола общим объемом свыше 180 тыс. т. Но по каждому из них был получен отказ по причине неконкурентной цены. Так, цена, которую дает на международном рынке та же Украина составляет $315/т, а российский уровень цен сейчас выше на $60-70/т, что, конечно, является значительной разницей.

В то же время регулярные исследования продукции конкурентов России на внешних рынках — США, Великобритании, Аргентины, Индии, Турции, Казахстана — показывают, что качество российской муки ни в чем не уступает иностранным аналогам, а в чем-то и превосходит их. В частности, закупка зерна в различных регионах страны позволяет составлять помольную партию для производства муки высокого качества без необходимости каких-либо доработок и получать на выходе продукт, который содержит уровень пестицидов и токсичных веществ, гораздо ниже допустимых значений. А зарубежные мельницы для улучшения качества муки, как правило, используют вспомогательные вещества. Для того, чтобы понять почему Россия уступает позиции Турции, Казахстану и Украине, нужно посмотреть на то, каким образом осуществляется господдержка экспорта муки в этих странах. Так, в Турции внешнеэкономические операции по зерну и продуктам его переработки осуществляют фирмы, уполномоченные турецким комитетом по зерновым. Данная структура ведет торгово-закупочную деятельность, отвечает за ценовое регулирование ситуации на рынке. Также комитет вправе назначать компенсационные выплаты экспортерам на перевозки продукции, отправляемой на внешние рынки. Казахстан последовательно проводит внешнюю политику, направленную на поддержку экспортеров, результатом чего явилось снижение рядом стран-партнеров ограничительного акцизного налога на импорт казахстанской муки. На Украине идет активная стандартизация процессов под страны Евросоюза: действует механизм экспортных субсидий, согласно которому поставщикам компенсируется разница между внутренней «целевой» ценой и ценой муки на международном рынке. Российской же мукомольной отрасли о подобных мерах стимулирования экспорта пока остается только мечтать.

Меры поддержки

Однако в последнее время некоторые шаги по выходу на внешние рынки предпринимаются самими мукомолами. Для продвижения интересов России за рубежом и наращивания объемов продаж недавно была создана ассоциация «Русская МукА». В нее уже вошли пять крупнейших игроков рынка: «Макфа», «Ленинградский комбинат хлебопродуктов им. Кирова», «Беляевская мука», «Комбинат хлебопродуктов «Тихорецкий» и «Грейн Холдинг». Объединение будет проводить анализ рынков перспективных стран, организовывать встречи с возможными партнерами и устанавливать с ними долгосрочное сотрудничество, продвигать бренд российской муки в СМИ.

Но, чтобы эффективно конкурировать на зарубежных рынках, этого мало, нужны комплексные меры государственной поддержки. Что они могут в себя включать? Во-первых, финансовую помощь: компенсацию логистических затрат, доля которых в себестоимости муки достигает 20-30%, субсидирование части сырьевой составляющей при покупке зерна, отравляемого на экспорт, модернизацию производств, находящихся вблизи экспортно-логистических центров.

Среди мер нефинансовой поддержки стоит отметить продвижение национального бренда российской муки на ключевых иностранных рынках. Почему до сих пор при упоминании сыра, этот продукт ассоциируется исключительно со Швейцарией как производителем лучшего продукта, Италия ассоциируется с самыми вкусными в мире макаронами, а Франция — с шампанским? Российская мука тоже вполне могла бы задать высокую планку для остальных стран и стать эталоном лучшего продукта.

Помимо этого отрасль крайне нуждается в помощи государства в поиске партнеров и установлении контактов с крупнейшими зарубежными хлебопекарными предприятиями, дистрибьютерами, а также в заключении межправительственных соглашений для устранения административных, таможенных барьеров. Важными мерами будут сокращение логистических барьеров для экспортеров муки, получение преимущественного права использования зерна из интервенционного фонда и повышение качества перевозок продукции зернопереработки на экспорт.

По оценкам ассоциации, при благоприятном раскладе экспорт муки может вырасти до 7 млн т ежегодно к 2029 году. Производственные возможности для этого есть: в настоящее время мельницы загружены лишь на 60%. Когда Минсельхоз будет чаще говорить о российской муке, эти оценки станут реальностью и гордостью страны на международных рынках.

Автор Наталья Загорска— председатель правления ассоциации «Русская мукА».

Владимир Тихий, Директор по переработке зерна АПК «Стойленская Нива»

Нарастить экспорт муки до 7 млн т к 2029 году, на мой взгляд, задача вполне реальная. Стоит сказать, что вся продукция, которая поставляется за рубеж, витаминизируется, поэтому и стоит в среднем на 1 тыс. руб./т дороже. В России же, ввиду того, что цены на хлеб контролирует государство, мукомолам трудно повышать стоимость своей продукции, поэтому рентабельность предприятий тоже не растет. Сейчас зерно дорогое, и муку приходится продавать с нулевой доходностью, а то и в убыток. В других странах этот продукт может стоить в 3-4 раза дороже, хлеб, соответственно, тоже. Поэтому развитие экспорта действительно может стать неплохой поддержкой отрасли.

«Стойленская Нива» производит 450 тыс. т муки в год, мощности при этом загружены на 80%. На внешние рынки пока мы отправляем незначительные объемы, но в перспективе планируем наращивать поставки. Сейчас ведем работу по расширению торговли с Китаем, Монголией, Грузией, Азербайджаном. Эти рынки выглядят более перспективными, чем внутренний. 

Что касается «серых» мукомолов, то они безусловно вредны для отрасли. Они подрывают репутацию легальных производителей, так как часто реализуют продукцию под их маркой, покупают зерно, электроэнергию за наличные, предлагают работникам «серую» зарплату и не платят налоги. Кроме того, такие мельницы нередко производят даже опасный для потребителя продукт за счет того, что микрофлора зерна и минеральные примеси не отделяются при подготовке к помолу. Но стоимость такой продукции ниже: разница в цене может составлять 3-5 руб./кг муки. Нелегальные производители занимают до 35-40% общего объема рынка, и их доля может стать еще больше, ведь это выгодно. Но бороться с такими предприятиями трудно, даже от государственных контролирующих органов они умудряются откупаться.

Источник: Агроинвестор

Также в разделе

Комментарии (0)