Для полноценного использования всех возможностей нашего сервиса необходимо заполнить и подтвердить обязательные поля в вашем профиле:
Благодарим за уделённое внимание!
По данным исследования IndexBox Russia, рынок макаронных изделий в СНГ развивается скачкообразно, поскольку подвержен влиянию внешних, мало контролируемых факторов. Так, локальный максимум совокупного объема рынка, равный 314 тыс. т, наблюдался в 2014 г. Последующее падение в 2015-2016 гг. сменилось восстановлением объемов до 318,9 тыс. т в 2017 г.
Столь волнообразная динамика объяснима комплексом факторов – в первую очередь, колебанием курса валют и цен на сырье – пшеницу. Спрос на макаронные изделия сохраняется высоким даже в кризисных условиях.
Сырьевой фактор является ключевым для рынка макаронных изделий в СНГ. Все страны, за исключением Казахстана, вынуждены закупать пшеницу (преимущественно у Казахстана). Вместе с тем, в странах СНГ также имеются проблемы с мощностями по производству макаронных изделий – в 90-ые годы отрасль пришла в упадок, а ее восстановление происходит в настоящее время. Для поддержания продовольственной безопасности стран, правительства активно поддерживает предприятия отрасли.
На рынке макаронных изделий в СНГ широко представлена импортная продукция. Максимальная доля импорта наблюдается в Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане – более 60% от объема рынка.
Объем видимого потребления рынка макаронных изделий
Развитие рынка макаронных изделий в СНГ в 2013-2017 гг. происходило скачкообразно. Так, объем видимого потребления продукции в СНГ в 2017 г. показал рост на 13% и составил 319 тыс. т после заметного спада 2015-2016 гг. (за 2 года объем сократился с 314 тыс. т до 283 тыс. т). Макаронные изделия относятся к продуктам первой необходимости, однако рынок нестабилен, и зависит как от внешних факторов, так и от внутренних. Несмотря на длительную совместную историю развития и тесные современные торгово-экономические отношения между странами СНГ, состояние и развитие рынка макаронных изделий значительно различается внутри рассматриваемой территории. Культура потребления макаронных изделий в странах СНГ также различна, что отражает уровень насыщенности рынка.
Индикатором может служить среднедушевой объем потребления макаронных изделий. Максимальное значение, - 9,6 кг на человека в 2017 году, приходится на Казахстан, также высокое потребление макаронных изделий можно наблюдать в Беларуси – 7,1 кг на человека. Оставшиеся страны отстают по данному показателю, - там рынок характеризуется низкой степенью насыщенности. В перспективе, это может стать возможностью для игроков рынка, ищущих свободные ниши, однако следует учитывать традиции потребления зерновых и производных из них продуктов. А также сильным барьером для развития рынка макаронных изделий в Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане, имеют такие факторы, как социально-политическая ситуация в регионе, зависимость от импорта, колебание курса валют.
В среднесрочной перспективе до 2025 г. рынок макаронных изделий будет расти со среднегодовыми темпами роста +2% в год. Для продукции первой необходимости это относительно высокие темпы роста, однако они варьируются по странам СНГ. Во всех рассматриваемых странах рынок макаронных изделий будет расширяться, и составит 376 тыс. т в совокупности.
Структура рынка макаронных изделий: производство, экспорт, импорт, потребление
Максимальная доля импорта на рынке макаронных изделий в СНГ наблюдалась в 2013 г. и составила 39%, после чего снизилась до 30% в 2016 г. Данный показатель является комплексным для обобщенной территории СНГ, внутри которого так же развиты торговые отношения. Ввиду этого факта, следует рассматривать показатель в отдельности по каждой стране СНГ. Максимальная зависимость от импорта макаронных изделий наблюдается в Туркменистане – там доля ввезенной продукции составляет до 90%. Также сильная зависимость от импорта характерна для Узбекистана и Туркменистана – по 69% в 2017 г. в Беларуси показатель вырос с 38% до 42% в 2017 г., что связано с повышением себестоимости производства макаронных изделий. Наименьшая зависимость от импорта наблюдается в Казахстане (23% в 2017 г.). Более того, Казахстан является одним из ключевых поставщиков для прочих стран СНГ – как макаронных изделий, так и пшеницы.
Ожидается, что в среднесрочной перспективе доля импорта в структуре совокупного потребления будет ежегодно сокращаться на 1-2 п.п. на фоне реализации программ импортозамещения.
Структура потребления макаронных изделий по странам
Структура потребления макаронных изделий по странам СНГ определяется, главным образом, потребностями и численностью населения.
Наибольшая доля в структуре потребления приходится на Казахстан, - в 2018 г. она составит 54% от совокупного объема рынка макаронных изделий СНГ. На втором месте – Беларусь с долей в 21% в натуральном выражении. Тройку лидеров замыкает Киргизия (9%), доля которой значительно выросла с 2013 года благодаря расширению как внутреннего производства, так и импортных поставок.
На Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан в совокупности приходится около 15% от совокупного объема потребления макаронных изделий.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать записи блога.
Комментарии (0):
Эту заметку еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.