По итогам I полугодия 2022 года отмечено замедление динамики пищевой промышленности

Фильтры

Регион

Новости

По итогам I полугодия 2022 года отмечено замедление динамики пищевой промышленности

Высокая неопределенность, беспрецедентные санкции, введенные Евросоюзом, Соединенными Штатами и рядом других стран, оказывают колоссальную коррозию экономики России. Пищевая индустрия меньше других отраслей подвержена санкционному давлению, однако турбулентность валютного рынка, разрыв производственных и логистических цепочек, а также уход из России международных производителей продуктов питания сказываются и на этом сегменте экономики.
Уже по итогам I полугодия 2022 года отмечено замедление динамики пищевой промышленности до 1,4%. При этом производство напитков демонстрирует продолжающийся рост год к году на 9,4%. Эксперты объясняют это тем, что на фоне государственной поддержки виноделов выпуск вин с начала года вырос на 30%, а коньяка – на 15%. Свой вклад в положительную динамику внесли и безалкогольные заводы. Благодаря конкурентной борьбе, в которую вступили отечественные игроки, стремясь занять на полках магазинов места уходящих с рынка международных компаний, совокупное производство безалкогольных напитков увеличилось на 9%.
Итоги 2021 года и тенденции 2022 года, проанализировать которые необходимо для понимания масштабов текущего кризиса, отражены в новом исследовании INFOLine "Производство продуктов питания и напитков России 2022 года".
Аналитики подчеркивают, что положительную динамику пищевая отрасль планомерно демонстрировала на протяжении продолжительного периода. А механизм продэмбарого, запущенный в 2014 году, дал индустрии дополнительный импульс. В конечном счете 2021 год закончился ростом производства продуктов питания на 3,2% – даже несмотря на небольшое сокращение сырьевой базы (объем выпуска продукции сельского хозяйства снизился на 0,9%). Если же говорить о напитках, то их с конвейерных линий вышло на 8,6% больше в сопоставимых ценах. На руку производителям сыграло жаркое лето.
Напоминая о продэмбарго 2014 года, специалисты INFOLine отмечают, что в 2021-м процесс импортозамещения во многих подотраслях пищевой промышленности приблизился к завершению, что позволило отечественным производителям успешно реализовать свой экспортный потенциал. По оценке специалистов агентства, на долю готовых напитков и товаров пищевой индустрии пришлось 39% от общего объема экспорта продовольственных товаров и сырья, или 14,8 млрд долл. США (год к году рост составил 32%, что объясняется как увеличением объемов экспорта, так и повышением цен на продукцию на международном рынке). Наибольший вес в экспорте продукции среднего и высшего передела, как и раньше, показали растительные масла и жиры – 38%. Второе место или 6% занимают шоколад и кондитерские изделия из него.
Результаты конъюнктурного опроса компаний, занимающихся производством продуктов питания, позволяют специалистам INFOLine делать следующие выводы: в 2021 году предприятия сохранили фокус на развитие экспорта, причем основным экспортным рынком для них остался Казахстан. Доля компаний, сообщивших о поставках своей продукции в эту страну, составила 80%. Кроме других стран ЕАЭС (Беларуси, Армении, Киргизии) российские поставщики в 2021 году активно развивали направления Азии и Европы.
В целом о доле экспорта в продажах, превышающей 10%, сообщили 22% опрошенных INFOLine крупнейших поставщиков, еще у 22% респондентов она варьируется в диапазоне 3–10%.
Что касается экспортных планов на весь 2022 год, то даже в условиях санкций и нынешней внешнеполитической ситуации о намерении нарастить поставки сообщили около 46% производителей. 27% опрошенных стараются сохранить уровень прошлого года, а сократить продажи на экспорт вынуждены около 26%. По мнению INFOLine, участники отрасли будут искать новые регионы сбыта и работать над упрощением поставок в уже существующие направления.
Отмечая факторы, которые оказывают существенное влияние на развитие отрасли сегодня и не ослабят своего воздействия в перспективе, эксперты INFOLine выделяют:
нарушение логистических цепочек,
импортозависимость в упаковке и таре,
нехватку ингредиентов,
диверсификацию и вынужденное укрупнение бизнеса,
снижение инвестиционной активности в пищевой и перерабатывающей отраслях,
сокращение потребления внутри страны на фоне падения доходов населения,
снижение экспортного потенциала.
Эти выводы экспертов подтверждаются и данными опроса INFOLine "Ожидания динамики потребительского рынка в 2022 году".
ФАКТОРЫ, НАИБОЛЕЕ СИЛЬНО ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ КОМПАНИИ, %

Источник: advis.ru

Также в разделе

Комментарии (0)